В мультимедийном пресс-центре RUSARMINFO состоялась пресс-конференция на тему: «Соглашение «Шестерки» с Ираном: возможные изменения на региональном уровне и открывающиеся возможности сотрудничества» Владимир Козин: кроме Ирана ядерным оружием в регионе обладают Израиль и Турция
Руководитель Группы советников директора Российского института стратегических исследований (РИСИ) Владимир Козин выразил мнение, что Венские договоренности – долгожданный и позитивный шаг, который однако не позволил достигнуть договоренностей об отмене абсолютно всех санкций, которые ввели США и ЕС против Ирана на протяжении более 35 лет.
«Еще до Венских договоренностей Иран заявил, что не будет создавать ядерное оружие, а после соглашения заявил, что уничтожит 98% оружейного запаса. При этом Израиль и Турция также имеют ядерное оружие на своей территории. Надо поднимать вопрос и об этом, иначе идея создания зоны свободной от оружия массового уничтожения на территории Ближнего Востока никогда не станет реальностью. Нельзя требовать от Ирана не создавать ядерное оружие, при этом оставлять его в наличии у Израиля и Турции», — сказал Козин.
Характеризуя армяно-иранские отношения,, Козин отметил, что инициативы армянской стороны об углублении сотрудничества с Ираном получат достойный отклик иранских коллег. Помимо этого, эксперт прогнозирует возможное углубление сотрудничества Ирана с ЕАЭС .
Евгений Сатановский: США поменяли иранский кнут на пряник
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский считает, что соглашение между Ираном и «шестеркой» означает, что Иран выиграл многолетнюю войну за отмену санкций. США, которые не смогли справиться с Ираном путем давления, приняли решение заменить кнут пряником. Сатановский отметил, что после отмены санкций, Иран стал интересной страной для инвесторов, но предугадать дальнейший внешнеполитический выбор Ирана сложно.
«Есть ряд инвесторов из Европы и США, желающих наладить экономическое сотрудничество с Ираном, но здесь преимущество у тех стран, которые сотрудничали с Ираном во время санкционного режима. В первую очередь это Россия, а также Армения. Смогут ли они использовать преимущество, покажет время. Безусловно, американцы и европейцы интереснее для иранцев, чем Россия и постсоветский регион. Борьба с наркотиками и с исламским терроризмом – пожалуй, единственная сфера, где Россия и Иран являются настоящими союзниками»,- считает Евгений Сатановский.
По мнению эксперта, в контексте снятия санкций с Ирана могут активизироваться армяно-иранские отношения. Это возможно за счет потенциала армянской диаспоры в арабском мире.
«Армения является уникальной страной, у которой есть серьезнейшие связи как с Ираном, так и с другими странами арабского мира. Кроме того, достаточно напряженные отношения Ирана с Азербайджаном, делают для Ирана Армению страной номер один в регионе» — считает Сатановский.
Но по мнению Сатановского, несмотря на снятие санкций, Иран не сможет стать игроком в деле разрешения карабахского конфликта, потому что этот вопрос должен быть решен в результате переговоров между Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом.
«Азербайджан не воспримет иранские рекомендации в этом вопросе. Это тот самый случай, когда Баку к Тегерану относится очень осторожно».
Рубен Сафрастян: Армения может стать своеобразным проводником в сотрудничестве Ирана с ЕАЭС
Находящийся в ереванской студии директор Института Востоковедения Академии наук Армении Рубен Сафрастян в свою очередь высказал мнение, что снятие санкций с Ирана и его возвращение в большую геополитическую игру на Ближнем Востоке – однозначная победа Ирана. По его мнению, роль Ирана в регионе будет возрастать по мере реализации достигнутых соглашений, что весьма выгодно для Армении.
«Армения может открыть двери в Иран для иностранных инвесторов. В Армении намного удобнее создавать офисы крупных иностранных компаний, в том числе и западных, так как для этого созданы более благоприятные условия, чем в Иране. Снятие санкций хорошая возможность повысить экономическую и политическую роль Армении в регионе»,- считает Рубен Сафрастян.
По мнению Сафрастяна, с течением времени в повестке дня может оказаться и вопрос сотрудничества Ирана с ЕАЭС, и Армения может стать своеобразным проводником этого процесса.