Пятница , 18 апреля 2025
amru
Главная / Видео / Армянин, которого ненавидел Берия, но запомнила Москва Видео

Армянин, которого ненавидел Берия, но запомнила Москва Видео

Армянского архитектора Каро Алабяна знают как создателя монументальных памятников советской эпохи. Он построил ереванский Клуб строителей, который потом превратился в Русский театр имени Станиславского, Ленинградский проспект в Москве, Театр Красной Армии, тот самый — в форме пятиконечной звезды, Морской вокзал Сочи, создал генплан Волгограда. При этом во всех своих работах он опирался на вековые армянские архитектурные традиции.

Алабян родился в елизаветпольской губернии в 1897 году в небогатой купеческой семье. Отец Каро умер рано, а мать вынуждена была перебраться с детьми в Тифлис. Мальчик там отучился в армянской семинарии Нерсесян, и за годы учебы подружился с впоследствии сташим знаменитым армянином – Анастасом Микояном.

Талант Алабяна проявился еще в семинарии – он был лучшим в лепке и рисовании. А еще он брал уроки вокала у знаменитого профессора консерватории, и, если бы не революция 1917 года, которая захватила его полностью, то стал бы певцом. В годы революции Алабян редактировал газеты, иллюстрировал сборники Егише Чаренца, был одним из главных функционеров компартии Армении.

Именно по заданию партии он отправился в Москву на учебу. Окончив архитектурное отделение Высших художественно-технических мастерских в Москве, он вернулся в Ереван. Первые его архитектурные пробы начались на исторической родине. В 30-е годы Алабян вернулся в Москву, чтобы участвовать в ее строительстве. Он проектировал Пушкинскую площадь, Новую Дмитровку, Дворец Советов. Благодаря своим способностям, в том числе и организаторским, Алабян быстро продвинулся по службе и стал занимать руководящие должности – ответственного секретаря Союза советских архитекторов, вице-президента Академии архитектуры СССР.

Впрочем, так продолжалось недолго. Алабян как-то на совещании с Лаврентием Берией резко выступил против застраивания Москвы сталинскими высотками.

«Мой отец впал в немилость, потому что считал ошибочным застраивать Москву многоэтажными жилыми домами. Побывав в Америке, он увидел насколько уютно, чисто и достойно жили люди в своих коттеджах, и пытался внедрить эту идею в советскую действительность в 50-е годы», — вспоминал потом сын архитектора, Александр.

 

 

Алабаяна тогда спас от неминуемого ареста его революционный друг, первый зампред Совета министров СССР Ананстас Микоян, настоявший на том, чтобы Каро с женой — актрисой Людмилой Целиковской — и маленьким сыном уехали в Армению, в глухую деревню.

Берия возненавидел Алабяна еще и за то, что армянин постоянно заступался за репрессированных, не боясь говорить, что знает их и верит им. Проявляя настойчивость, часто добивался справедливости.
В Москву он смог вернуться только после смерти Сталина.

Каро Алабян умер в 1959 году, в его честь названы улицы в Ереване и Москве, где в сквере «Арбатец» в 2021 году был торжественно открыт памятник армянскому архитектору.

Добавить комментарий

Смотрите также

Оставьте нас наедине с Арменией-не ваше дело: Баку вышел против ЕС Видео

Президент Азербайджана Ильхам Алиев осудил призыв главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен открыть границы Армении …