На очередном заседании парламентской комиссии по изучению обстоятельств 44-дневной войны 27 июня премьер-министр Армении Никол Пашинян снова сделал ряд заявлений.
Пашинян назвал переговорный процесс по положению на 2019 год «конвейером войны» и признался, что не может сейчас остановить его. По его словам, логика была такова, что нужно в рамках переговоров отдать то, что могут получить войной.
Он отметил, что, если бы армянская сторона на переговорах согласилась рассматривать вариант нахождения Карабаха в составе Азербайджана, это «давало теоретическую возможность» предотвратить войну в 2020 году.
Пашинян подчеркнул, что в случае признания Арменией независимости Нагорного Карабаха во время войны, боевые действия невозможно было бы остановить даже 9 ноября.
Премьер признался, с мая 2018 года подразделения СНБ и другие структуры постоянно докладывали ему об угрозе начала войны с указанием различных сроков, но при этом он получал «заверения, что будет очень трудно, но ВС и Армия обороны выполнят поставленные перед собой цели».
Пашинян также подтвердил, что получал информацию о перехвате разговора летчиков турецких F-16 за два дня до начала войны 25 сентября 2020 года. При этом он не стал публично разбирать эту деталь и пообещал более подробно обсудить это в закрытом формате.
Премьер-министр подчеркнул, что руководствовался политикой «все для армии» и, по его словам, не было случая, когда армия обращалась к правительству, и оно отказывало из-за нехватки денег. Пашинян отметил, что «были вооружения, права на которые не в полной мере принадлежали Армении». Но при этом он не ответил на вопрос, касается ли это и «Искандеров».
Армянский лидер также объяснил нахождение своей жены в бункере Армии обороны во время войны. Это, по его словам, был символический жест поддержки гражданского населения Арцаха, а также демонстрация военному руководству, что представитель семьи премьера Армении находится в городе.
Премьер-министр также коснулся майских событий 2021 года, когда азербайджанские силы проникли на территорию Армении в Сюнике и Гегаркуникской области, отметив, что подозревает высокопоставленных военных в бездействии ради свержения действующей власти.