«Короля шахмат», многократного чемпиона мира Михаила Ботвинника, упрямого и придирчивого прагматика судьба связала с заботливой, трогательной и чуткой Гаянэ Анановой, балериной, солирующей в Мариинском театре.
«От нее исходило очарование, лишь потом я понял что Ганночка обладала способностью делать людей добрее, и я этого не избежал, стал под ее влиянием много добрее к людям», — писал потом Ботвинник о своей жене.
Они познакомились в 1934 году Ленинграде, случайно на дне рождения балерины Валентины Лопухиной, куда шахматист был приглашен своим приятелем. Как признавался сам Ботвинник, это была любовь с первого взгляда.
Через год шахматист сделал предложение приме и они поженились.
«Так появилась у меня жена: жгучая брюнетка с черными-пречёрными глазами, стройная и изящная. И стали мы жить втроем: моя мама (характер у нее был пресквернейший, об этом я сразу предупредил свою невесту, как и о том, что буду лысым), Ганночка и я. Но жена моя тут же добилась того, что раньше удавалось далеко не всем: свекровь горячо ее полюбила», — вспоминал историю любви всей жизни Ботвинник.
Гаянэ занималась танцами с 6 лет, закончила хореографическое училище им. Вагановой, училась в классе у Агриппины Вагановой, основоположницы теории русского балета. В одно время с Анановой училась Галина Уланова.
Гаянэ Ананова была дочерью директора Ленинградского политехнического института Давида Ананова – известного профессора, автора учебника по начертательной геометрии, по которому учились несколько поколений студентов.
Анановы родом из Западной Армении, переселившиеся в Россию, в Нахичевань-на-Дону после Геноцида армян в 1915 году.
Ботвинник и Ананова, несмотря на противоположные характеры, смогли создать бережные отношения. Супруги практически никогда не расставались — Ботвинник добился у Орджоникидзе этой редкой по меркам Советского союза привилегии — разрешения на поездки на заграничные турниры с супругой.
«С женой я играю лучше», — аргументировал первый советский чемпион мира по шахматам.
Военные годы супруги провели в Перми, куда эвакуировали Мариинский театр. Ботвинник не ушел на фронт из-за проблем со зрением.
В Перми у них родилась единственная дочь – Ольга, названная в честь матери Гаянэ.
После войны семья вернулась в Ленинград, обосновавшись на собственной даче.
Гаянэ Ананова умерла от неизлечимой болезни в 1987 году. По словам близких, Ботвинник очень много времени проводил у могилы жены. Он ушел из жизни спустя 7 лет после смерти супруги. Они похоронены рядом друг с другом на Новодевичьем кладбище в Москве.