Борис Константинович Саламбеков вошел в историю как руководитель Октябрьской железной дороги в годы Великой Отечественной Войны.
Саламбеков родился 12 декабря 1907 года в Тбилиси в армянской семье. Он окончил рабфак и с 1926 года трудился на железнодорожном транспорте.
В 1935 году окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности инженер-механик.
Через два года Саламбеков был назначен начальником депо станции Ленинград-Московский-Пассажирский, где проявились его управленческие и организаторские способности.
Великую Отечественную войну он встретил в должности заместителя начальника Октябрьской железной дороги, которую возглавил в 1942 году. Инженер отличился при постройке железнодорожных путей, ведущих в блокадный Ленинград.
«Эти линии существенно повысили грузопоток в осажденный город. Вся ответственность за эвакуацию людей и снабжение города продовольствием и военной техникой была возложена на 35-летнего Саламбекова», — рассказывается на сайте «Инновационный дайджест РЖД».
В январе 1943 года была проложена железнодорожная линия по узкому коридору южнее Ладожского озера, не имевшая аналогов в мире. Дорога на участке 20 км проходила по болотам по линии, находящейся в пределах досягаемости артиллерии немцев.
Саламбеков предложил новую схему движения по ветке – вагоны проходили в ночь вплотную друг к другу – 100-200 метров, а на следующую возвращались обратно. Ветка стала самой главной магистралью Октябрьской дороги. Саламбеков жил на ней неделями под бомбежками, показывая подчиненным пример мужества.
Благодаря его умелому руководству и героизму работников немцам не удалось вывести из строя Октябрьскую железную дорогу.
«При бомбардировке железной дороги две крупные авиабомбы глубоко ушли в железнодорожную насыпь. Взрывотехники предложили бомбы подорвать на месте, но это на длительное время вывело бы путь из строя. Борис Саламбеков принял решение – взрыв не производить, бомбы из насыпи извлечь. Движение было остановлено, у опасного участка скопилось около 30 поездов, в любую минуту могли вновь появиться вражеские самолеты. Тогда Саламбеков рискнул пропустить все поезда по опасному участку, высадив людей из вагонов. При этом сам он поднялся в кабину паровоза, занял место машиниста и медленно повел первый состав. После того, как все поезда благополучно миновали это место, бомбы обезвредили», — рассказывается об инженере.
В 1943 году Борису Саламбекову было присвоено специальное персональное звание «генерал-директор тяги II ранга», а также звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
С 1946 года он возглавил Северо-Западный округ железных дорог, а с 1947 – Приволжский округ железных дорог. Через два года его сняли с должности из-за обвинений в рамках «Ленинградского дела». Саламбеков даже значился в «расстрельном» списке, но после вмешательства Сталина его жизнь удалось спасти.
После смерти Сталина карьера армянина вновь пошла вверх. Он возглавил сначала Омскую, а с 1961 года Восточно-Сибирскую железную дорогу, которая в году его управления признавалась лучшей в СССР.
В 1964 году Борис Саламбеков стал начальником Главного управления вагонного хозяйства Министерства путей сообщения СССР. Через 4 года он вышел на пенсию.
Борис Саламбеков скончался 1 июля 1978 года в Москве. В его честь установлены мемомриальные доски в Санкт-Петербурге, Омске, Иркутске. Его имя золотыми буквами вбито на мемориальной нише на Московском проспекте Петербурга.
В 2003 году имя Бориса Саламбекова было присвоено пассажирским тепловозам серии ТЭП70А Коломенского тепловозостроительного завода. С тех пор локомотива называется ТЭП70БС.