Среда , 24 апреля 2024
amru
Главная / Лента / Иду на таран: как в небе Армении советский летчик сбил нарушителя и выжил

Иду на таран: как в небе Армении советский летчик сбил нарушителя и выжил

18 июля 1981 года в небе над Армянской ССР случился последний в истории Советского Союза и первый в истории воздушный таран в мирное время, когда пилоту удалось спасти.

В этот день транспортный самолет CL-44 аргентинской авиакомпании Transporte Aereo Rioplatense, возвращавшийся из рейса Тель-Авив-Тегеран, вторгся в воздушное пространство СССР в Армении.

На перехват нарушившего госграницу воздушного судна из аэродрома Вазиани в Грузии были подняты истребители Су-15ТМ, однако из-за несогласованных действий командования и расхода топлива они были вынуждены вернуться на базу.

Тогда на перехват самолета был отправлен аналогичный борт, оснащенный ракетами средней дальности «воздух-воздух». Им управлял пилот Валентин Куляпин, получивший задание принудить нарушителя к посадке.

Куляпин приблизился к CL-44 сбоку и сделал несколько кренов в его сторону, однако самолет-транспортник не реагировал и продолжал курс. С земли пилот получил указание выпустить сигнальные красные ракеты, которыми его истребитель оснащен не был.

Куляпин доложил, что нарушитель не выполняет команды и попросил разрешение сбивать. Однако сделать это с помощью ракет на истребителе было невозможно, для этого нужно было отойти на значительное расстояние, так как вблизи ракеты средней дальности Р-98М на цель не реагировали. За это время CL-44 уже пересек бы границу, до которой оставалось всего 2 километра. Тогда пилот решил идти на таран.

«Для себя я решил, что с ним нужно столкнуться, но на землю я это не передавал и стал решать, как это сделать. Раз я находился в таком положении (снизу от транспортника – ред.), решил попытаться нанести удар по крылу снизу», — рассказывает о деталях случившегося Куляпин.

Истребитель начал подкрадываться к нарушителю снизу вплотную. Оказавшись под стабилизатором CL-44, летчик поднял истребитель вверх, разрушив стабилизатор транспортника килем и фюзеляжем. Самолет-нарушитель начал переворачиваться и рухнул на землю, а Валентин Куляпин катапультировался.

В результате разрушения погибли четыре члена экипажа CL-44, в том числе один гражданин Великобритании. Валенти Куляпин за совершенный подвиг был представлен к званию Героя СССР, однако получил Орден Красного Знамени. Он дослужился до звания полковника и в 1990 году ушел на пенсию.

Ранее РУСАРМИНФО сообщило, что Минобороны России рассекретило уникальные документы из фондов Центрального архива о героической обороне Брестской крепости, в том числе документы о подвиге армянского геолога, Самвела Матевосяна.

Добавить комментарий

Смотрите также

Упрекать Армению не стоит: Турция на Южном Кавказе переиграла Россию Видео

Официальный представитель Минобороны Турции Зеки Актюрк заявил, что совместный российско-турецкий центр по контролю за прекращением …