Суббота , 20 апреля 2024
amru
Главная / Лента / Армянские разведчики, обеспечивавшие безопасность СССР в годы войны

Армянские разведчики, обеспечивавшие безопасность СССР в годы войны

РУСАРМИНФО представляет наиболее яркие эпизоды из биографии выдающихся разведчиков, которые сыграли важную роль в обеспечении безопасности СССР в годы Великой Отечественной войны.

«Геннадий» — Гайк Овакимян

В 1938 году в его распоряжение поступили документальные материалы по математике, физике, химии атомного ядра и бактериологии.

В 1940 году Геннадий первым поставил Москву в известность о начале атомных разработок США. Спустя девять лет, 29 августа 1949 года, в обстановке строжайшей секретности на Семипалатинском полигоне было произведено первое испытание советской атомной бомбы, но об этом узнали агенты США. Президент Гарри Трумэн пребывал в шоке: он считал, что монополия США на атомное оружие продержится по крайней мере до конца 1950-х годов.

Виновником разочарования американцев стал разведчик Геннадий — руководитель резидентуры советской внешней разведки в Нью-Йорке Гайк Овакимян, который смог раздобыть свыше 31 тысячи технических документов, 1055 комплектов чертежей и 163 образца различных военно-технических новинок.

 

«Заман» — Михаил Алавердян

С приходом Гитлера к власти в Германии и обострением обстановки в этой стране руководство внешней разведки СССР приняло решение направить Алавердяна на нелегальную работу в Европу.

В 1933–1934 годах он возглавлял советские нелегальные резидентуры в Австрии (Вена), Швейцарии (Цюрих) и Франции (Париж). Они поставляли в Центр актуальную политическую информацию о положении дел в Германии, политике стран Запада по умиротворению Гитлера, другие важные сведения.

С началом Великой Отечественной войны Заман был отправлен резидентом внешней разведки в Афганистан, где в 1941 году он вместе с представителями британской разведки раскрыл и парализовал деятельность германских, японских и итальянских спецслужб, готовивших переворот и введение германских войск в Иран и Афганистан.

Амаяк Кобулов

С 26 августа 1939 года Амаяк Кобулов являлся легальным резидентом НКВД СССР в Берлине. В начале 1941 года ему удалось узнать, когда фашистская Германия нападет на Советский Союз.

В Берлине недалеко от посольства СССР находилась фотостудия дворцового фотографа Гитлера — Гофмана. В студии над портретом Гитлера висела географическая карта, на которой регулярно отмечались те страны, которые он намеревался захватить.

Весной 1940г. на этой карте уже были отмечены Голландия, Бельгия, Дания и Норвегия, в дальнейшем Франция, а в начале 1941г. появились Югославия и Греция. В конце мая Кобулов, проходя мимо фотостудии, заметил на карте отметки на Прибалтике, Белоруссии и Украине. Об этом факте Амаяк Кобулов срочно сообщил в Центр.

 

«Амир» — Геворк Вартанян

С 28 ноября по 1 декабря 1943 года в Тегеране проходила главная встреча тех лет — конференция глав трех союзных государств, сражавшихся против Германии в годы второй мировой войны. СССР представлял Сталин, Великобританию — премьер-министр Черчилль, США — президент Рузвельт.

Гитлер хотел воспользоваться прекрасным шансом и покончить сразу с тремя лидерами «Большой тройки». Всю операцию по физическому устранению глав трех государств немцы назвали «Длинным прыжком».

В конце лета 1943 года, накануне Тегеранской конференции, в Иран, в район Кумского озера, немцы десантировали Отто Скорцени с командой парашютистов-диверсантов. Любимчик Гитлера — «человек со шрамом» имел богатый опыт, но, благодаря возглавляемой Геворгом Вартаняном группе разведчиков, деятельность которой координировал другой знаменитый разведчик — Иван Агаянц, миссия провалилась.

Иван (Оганнес) Агаянц

Операцию по предотвращению немецкого «Длинного прыжка» биографы считают одной из ключевых в биографии легендарного советского разведчика Ивана Агаянца, но отмечают, что решающим его вклад был в послевоенную судьбу Франции.

Среди многочисленных французских деятелей, не смирившихся с немецкой оккупацией, Агаянц распознал в тогда еще малоизвестном генерале де Голле того, с кем Советскому Союзу следует иметь дело.

Информация о многих сложнейших операциях, в которых принимал участие Агаянц, до сих пор находится в закрытых архивах.

Агаянц, родившийся в семье армянского священника и получивший за свою работу редкое в разведке генеральское звание, осуществлял оперативные мероприятия в Иране, работал против немцев в нескольких странах Северной Африки и Ближнего Востока.

Добавить комментарий

Смотрите также

Армению Запад поддержал не деньгами, а изоляцией Алиева Видео

Здравствуйте! Прежде всего стоит уточнить, а какой должна была быть сумма поддержки Армении, чтобы прыгали …