После закрытия пропускного пункта «Верхний Ларс» на единственной дороге, связывающей Армению с Россией, министр транспорта РА Гагик Бегларян сообщил, что в поисках альтернативной дороги Армения ведет переговоры с Южной Осетией. Позже Минтранс опроверг заявление министра, отметив, что переговоры ведутся исключительно с грузинской и российской сторонами.
Армении бессмысленно вести переговоры с Южной Осетией, поскольку без согласия Грузии никакие договоренности не будут иметь силы, считает президент Научного общества кавказоведов (НОК) Александр Крылов.
«Грузия, которая не признает независимости Южной Осетии, не заинтересована в том, чтобы та получала дополнительные финансовые средства в свидетельство собственной дееспособности. В любом случае, чтобы доехать до Южной Осетии, нужно проехать территорию Грузии, а там стоят грузинские пограничники, которые будут препятствовать любому сообщению, производимому без согласия Тбилиси. Нужно искать формулу, чтобы было подписано соглашение именно с Грузией» — в интервью RUSARMINFO сказал Александр Крылов.
На решение грузинского руководства по разблокированию сухопутного сообщения между Арменией и Россией большое влияние оказывает давление на Грузию со стороны Азербайджана и Турции, уверен президент НОК.
«Тбилиси не в состоянии проводить в своих отношениях с Арменией не зависимую от Анкары и от Баку политику, том числе по разблокированию путей сообщения. Вспоминается случай с абхазской железной дорогой, когда Грузия сначала высказалась за ее разблокирование, а затем, после давления Азербайджана и Турции прекратила любое обсуждение этого вопроса», — сказал Александр Крылов.
По мнению эксперта, Армении следует быть более настойчивой в решении проблем Верхнего Ларса: например, предложить сторонам установку новых эффективных антилавинных систем, либо же привлечь к этому вопросу ЕАЭС, обладающий множеством различных транспортных проектов. С другой стороны, республике нужно рассмотреть все альтернативные пути, в том числе морские, что позволит максимально уменьшить зависимость от природных катаклизмов на дороге через Ларс.