К счастью, на постсоветском пространстве лишь один пример передачи власти от отца сыну, говоря о династии Алиевых в Азербайджане, в своей статье в НГ пишет Владимир Казимиров, чрезвычайный и полномочный посол в отставке; в 1992–1996 годах глава посреднической миссии России, полномочный представитель президента РФ по Нагорному Карабаху, участник и сопредседатель Минской группы ОБСЕ.
Автор считает, что в карабахском вопросе Алиев младший превзошел отца – Гейдара Алиева. Учредив полный культ его личности, Ильхам Алиев всецело переложил отцовские промахи в карабахском вопросе на настырность армян, а его позиция по Карабаху стала менее гибкой и намного более жесткой, чем при Алиеве старшем.
“Как ни парадоксально, славословия в честь отца заодно служат сыну и для сокрытия явного отхода от ряда важных отцовских установок по урегулированию карабахского конфликта”, — пишет посол в отставке, вспоминая, что Гейдар Алиев содействовал первым ограничениям боев в зоне Агдама и Степанакерта, а своем в послании Борису Ельцину от 1993 года четко высказался за разрешение конфликта «исключительно мирными средствами»”.
По мнению бывшего сопредседателя Минской группы ОБСЕ по мирному урегулированию карабахского конфликта, Ильхам Алиев не последовал примеру отца и построил всю свою политику на угрозе возобновления войны за Карабах, примерами сказанного являются развязанная Баку гонка вооружений, воинственная риторика, инциденты на линии соприкосновения, армянофобия и многое другое.
“Стоит оценить и подход Ильхама Алиева к соглашениям, заключенным с Арменией при отце. Он всячески отходит от их сути. Например, оспаривается бессрочность прекращения огня и перемирия с 12 мая 1994 года. В Баку делают вид, будто не знают такого приема в документах, как бессрочность обязательств по умолчанию, хотя Азербайджан имеет ряд других бессрочных соглашений”, — замечает Владимир Казимиров.
Говоря об апрельских событиях в зоне карабахского противостояния, бывший полномочный представитель президента РФ по Нагорному Карабаху отмечает также, что проведенная Баку операция была контрпродуктивной, и этим шагом Азербайджан закрепил статус-кво в Карабахе.