Последние развития на Кавказе указывают на то, что в этом регионе происходят едва различимые, но в то же время очень важные сдвиги, и это, в частности, касается роли России в регионе. Об этом пишут аналитики Stratfor, напоминая, что Россия за последние несколько недель активизировала свою дипломатическую деятельность в южнокавказском направлении: переговоры с Грузией о поставке газа, продажа вооружений Армении, расширение политических связей и обсуждение вопросов по безопасности с Азербайджаном.
Южный Кавказ находится в зонах влияния России, Турции и Ирана, и взаимоотношения государств региона постоянно корректируются. “Грузия ориентирована на Запад, Армения союзник России, а Азербайджан поддерживает тесную связь с Турцией”, — отмечается в аналитическом материале.
Эксперты аналитического центра, перелистывая страницы недавних политических и военных событий, имевших место во взаимоотношениях России с закавказскими странами, отмечают, что, несмотря на различные препятствия, связанные в основном с Грузией и Азербайджаном, российское влияние в регионе стало расти.
Так, Россия продолжает поддерживать контакты с Грузией, в прошлом году открылись переговоры по поставке газа, торговый обмен между странами стал набирать обороты. Вероятно, что торговые связи между Россией и Грузией в будущем будут расширяться.
С Азербайджаном у России возникли некоторые сложности, связанные с предоставлением Армении кредита на покупку российских вооружений, а также с возникшими у Баку проблемами по оплате счетов за поставки российских вооружений.
Что касается Армении — союзника России в регионе, то она с недавних пор стала все более подозрительно смотреть на готовность России дипломатично взаимодействовать с Азербайджаном, а причиной является Нагорный Карабах. В то же время, аналитики замечают, что участие России в сирийском конфликте и противостояние с Турцией отразились на всех странах Южного Кавказа, и Анкара может использовать армянский фактор в качестве рычага давления на Москву.
В ближайшем будущем Россия сохранит свою доминирующую роль в качестве военной силы в регионе, но ее экономические трудности и взятые на себя обязательства по безопасности в Сирии, а также ситуация с Украиной в долгоиграющей перспективе будут препятствовать ее усилиям сохранить свое влияние в регионе, отмечается в завершении аналитического материала Stratfor.