Евгению Петросяну 70! Отпраздновать юбилей Евгений Ваганович намерен на сцене в компании самых известных коллег по цеху. Поклонников его таланта ожидает грандиозный концерт. Одно название чего стоит – «70 лет – уже не в обед»! Впрочем, в биографии юбиляра чего только не было – блестящий конферанс и интермедии, создание театра миниатюр и центра эстрадной юмористики с уникальным собранием материалов по истории эстрады начиная с XIX века. Он вел «Голубые огоньки» и «Вечера юмора», популярные телепрограммы «Аншлаг» и «Смехопанорама».
В каждой профессии нужно быть профессионалом
Это как дважды два четыре. И странно даже, что об можно спорить или говорить какие-то противоположные вещи. С моей точки зрения, материться с эстрады и тем более на телевидении – это не только преступление творческое, нравственное, но и большой грех. Я верующий человек. Я считаю, что это грех. Это нарушение с точки зрения демократических пониманий жизни – это нарушение свободы другого человека. Мы уже на Украине видим результаты подобного воспитания. Потому что, если можно материться, значит, можно и по лицу дать, можно и подраться, можно нарушать другие свободы. Тогда все уже становится… Это же наращивается, наращивается. Они, артисты, этого лично не делают, но они дают импульс к этому. Мы воспитаем молодежь, которой будет все безразлично. Безразлично государство свое, родина своя, общество свое, женщины, которых можно материть. Это бесконечный уже процесс. Если открыть бутылку и джин вылезет, обратно его уже никак… Сейчас господь дал нам право выбора – можно вот так пойти и покончить с этим светом, а можно по-другому пойти и дойти до нормальной жизни у всех. Но это требует от нас правильных решений. Десять заповедей для чего даны? Для того, чтобы напечатали что ли просто в Библии? Они даны, чтобы мы ориентировались правильно! Господь помогает нам правильно это сделать, а мы всячески хотим это не заметить. Мы делаем вид, что мы верующие, приходим в церковь, а потом пошли и начинаем вот такие вещи вытворять! И еще полемизируем – можно или нельзя это делать. Безумцы, просто безумцы.
О родителях и армянах
Моя бабушка Ангин была верующим человеком. Она и тетя Зара как-то намекали мне (несмотря на то, что мама и папа воспитывали меня, никак к вере уже не относясь, это все уже было запрещено). Пасху отмечали и все такое прочее. Мама и папа были на работе, а я был целыми днями у бабушки, именно она со мной общалась и на армянском, и на русском. Папа говорил с бабушкой по-армянски, а я слушал. Папа мне все говорил: «Давай я тебя научу буквам, потому что тебе это пригодится» Но, к сожалению, этого не произошло. Я так и не научился. Сейчас у меня нет практики, поэтому я боюсь неправильно с казать. Я вообще такой чистюля, не люблю неправильную речь. Мне очень неудобно, когда делают ошибки, склонения какие-то не те. Причем у бакинских армян один говор, у ереванских другой. Тем не менее понимают же все, там различия не такие принципиальные. Но вот когда быстр о говорят, я не все ухватываю, а когда чуть помедленнее – я все слышу и все понимаю, а практики нет. Связь с Арменией через московских армян всегда была. Еще в 60-х годах клуб армянских студентов в университете устраивал потрясающие вечера, когда собирал в зале армян и на сцене артистов-армян. Я всегда вел эти вечера, и там была возможность общения. Там были выдающиеся люди тоже. Маршалы Бабаджанян, Баграмян приходили туда. Я встречаю Микаэла Таривердиева и говорю – вы какими судьбами? – А вы какими судьбами? – Так вы армянин! Боже мой, я не знал этого. Там женились, встречали свою судьбу, знакомились. Вот это общение там было, это был настоящий клуб, где люди действительно встречались. А сейчас такую объединительную функцию выполняет наша церковь. Владыка Езрас, которого все обожают, потрясающий у нас человек, Все его просто боготворят. Он и есть объединительная сила, связь с Арменией.
Самый сильный концерт в творческой биографии
Даты творческие – 25 лет на эстраде, 30 лет на эстраде, 50 лет я отмечал всегда бенефисами. Пятьдесят лет от роду, шестьдесят я отмечал юбилеями, но в том и в другом случае я всегда готовил новые работы для зрителя. Я всегда выпускал новые номера, злободневные. Вот, например, 25-летие на эстраде (это 1987-й год) – я выпустил принципиально новые номера, нового поколения, где уже возникла сатира, где мы уже не боялись говорить о генеральном секретаре. Я был первым, кто заговорил о партии, о Ленине . Потом я придумывал всякие художественные приемы для юбилеев. Вот переодевания артистов, когда я сказал, что должны поздравлять артистов не они сами, а персонажи – это я придумал на своем 50-летнем юбилее. У меня вообще ноу-хау, как на телевидении, так и на эстраде – больше сотни. Но когда я слышу, я же понимаю, откуда это. Тогда я говорю : «О, мое! Живу» Мне не надо самоутверждаться. Мне не надо, чтобы меня хвалили. Я в этом не нуждаюсь, я абсолютно самодостаточный человек. Каждый раз какие-то новые дела. Вот на 60 лет, очень серьезный юбилей, я выпустил молодое тогда «Кривое зеркало», юбилейную тему очень разукрасил в театральном смысле. Это была настоящая театральная юмористика. В результате на сегодняшний день я имею самый сильный концерт. И вот этот сольный концерт я объявляю 10 и 11 октября в зале «Меридиан». Я хочу показать зрителю очередные свои работы. Не знаю, даст ли мне Господь силы дальше делать такие сольные программы. Ведь сейчас очень непросто, очень трудно. Но на сегодняшний день я в форме, слава Богу.