Сведения о том, что китайские компании заинтересовались строительством железной дороги между Арменией и Ираном и готовы профинансировать 60% строительства, подтвердил премьер-министр Армении. Овик Абраамян сообщил, что 23-25 сентября в рамках визита в Пекин вопрос железной дороги Иран-Армения будет обсуждаться на уровне глав правительств Армении и Китая.
«Здесь два значимых аспекта, во-первых, интерес Китая – выйти на большие рынки Европы, а во-вторых, стремление Китая с помощью железной дороги влиять на страны региона и наращивать свое влияние в Большом Ближнем Востоке, где в ближайшие 50 лет будут решаться политические и экономические вопросы мировой значимости», — комментируя новость, в интервью RUSARMINFO сказал глава Центра Модус Вивенди, бывший Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Армения в Канаде Ара Папян.
Эксперт также считает, что несмотря на важность экономической составляющей, заинтересованность Китая, в первую очередь, политическая. Потому что, если бы преобладала экономическая, — то Китай отдал бы предпочтение другому проекту — железной дороге стоимостью в $400 млн, соединяющей Иран Азербайджан и Грузию.
Вместе с тем Ара Папян уверен, что Армения не использует все возможности сотрудничества с Ираном, которые открылись после соглашения Тегерана с «Шестеркой».
«С Ирана сняли ограничение вкладывать не больше $40 млн. в один проект, кроме этого появляются свободные денежные средства после размораживания иранских активов и большая выручка от продажи нефти. Часть этих денег может быть инвестирована в армяно-иранские проекты, чего сейчас не происходит» , — считает Папян.
Напомним, что правительство Армении 7 августа 2014 года одобрило предварительную программу строительства железной дороги Иран-Армения. Стоимость проекта оценивается в 3,5 миллиарда долларов, протяженность магистрали составит 300 километров, в ее инфраструктуру будут включены 64 моста общей длиной в 19,4 километра, 60 тоннелей протяженностью 102,3 километра и 27 станций. Ожидаемый срок зааершения проекта — 2022 год, а годовой объем грузоперевозок — 25 миллионов тонн.